Главная > Эксплуатация > Как пройти техосмотр. (в Москве, в апреле 2011 года.) >
Меню:
Как пройти техосмотр. (в Москве, в апреле 2011 года.)
Проходить или покупать ?
Начиная примерно с марта 2011 года "заочное" прохождение техосмотра, а грубо говоря, просто покупка талона ТО, стало чрезвычайно затруднено. Все доступные ранее каналы совершения подобных сделок перестали работать, и в лучшем случае, предлагают не более чем помощь в прохождении ТО, но с обязательным посещением пункта технического осмотра. При этом стоимость такой "помощи" существенно превышает стоимость покупки талона ТО годом ранее. По всей видимости, это связано с сочетанием двух факторов: проводимой переаттестацией и внедрением систем видеонаблюдения на пунктах прохождения ТО.
В такой обстановке возникает неизбежный вопрос: а стоит ли вообще искать какие-то неформальные варианты прохождения ТО, или можно попытаться пройти техосмотр по всем правилам ?
Несмотря на явные плюсы "честного" способа прохождения ТО, ответить на этот вопрос не так просто. Да, "честное" прохождение ТО позволяет тратить деньги на поддержание в порядке своего автомобиля, а следовательно, на свою безопасность, а не класть их в карман всевозможным "жуликам" (кавычки в данном случае стоят не по ошибке). Во- вторых, в этом случае вы получаете заведомо подлинный талон ТО, а следовательно возможность нарваться на подделку, а заодно на все возможные ее последствия, полностью исключена. Кроме того, вы получите еще и весьма придирчивую диагностику своего автомобиля. Но на этом, пожалуй, достоинства "честного" способа прохождения ТО и заканчиваются. И начинаются минусы, причем очень большие минусы.
Для существенной части автомобилей, которые можно увидеть на дорогах, "честный" способ прохождения ТО полностью исключен. Сюда относятся в первую очередь затонированные автомобили, автомобили с модифицированной выхлопной системой, праворульные автомобили с "правым" светом фар и тому подобное. Владельцам таких машин придется решать вопрос не только о "честном" прохождении ТО, но и о приведении своего автомобиля в соответствие с техническими нормами.
Тех, кто решится на такой шаг, как впрочем и тех, у кого автомобиль более-менее соответствует техническим нормам, поджидает и другой, возможно даже более существенный минус - необходимость в очередной раз испытать на себе тщательно продуманную процедуру изощренного издевательства государственной машины над рядовым гражданином.
Дополнительная неприятность ожидает тех автовладельцев, кто по каким-либо, пусть даже весьма уважительным причинам, не прошел ТО в установленный срок. Этой категории граждан, в дополнение ко всем "прелестям" прохождения ТО, придется либо нести немалые расходы, перемещая свое авто на эвакуаторе, либо передвигаться самостоятельно, подвергаясь риску снятия номеров, а если они уже были сняты - то лишения прав.
Несмотря на то, что я являюсь владельцем праворульного автомобиля с "правым" светом фар, я все же решил попробовать "честный" способ прохождения ТО. Если бы не внезапные трудности с "заочным" прохождением ТО, такая мысль никогда не пришла бы мне в голову, однако в данном случае борьба с коррупцией сделала свое дело, и я решил хотя бы попробовать. Также, свою роль сыграло и то, что в интернете достаточно мифов о том, что кто-то где-то прошел ТО за полчаса без всяких усилий.
Подготовка к прохождению ТО.
Итак, имеем праворульный автобиль 1994 года выпуска. Общее состояние машины вполне удовлетворительное, несмотря на возраст. Кенгурятник я ликвидировал добровольно уже давно, когда только начались разговоры об их запрете. Одна из японских фар уже была заменена ранее на европейскую, после повреждения. Другая японская фара была отрегулирована вниз, чтобы не слепить встречных водителей.
Подготовку к прохождению ТО я начал с мероприятий, которые и без того планировал сделать. Т.е. с планового обслуживания. Которое состояло из посещения автосервиса, замены одного из рулевых наконечников, замены одного из передних подшипников, замены масла и фильтра. Впрочем, для прохождения техосмотра делать все это было не обязательно.
Следующим шагом было устранение проблемы с фарами. Фара с правильным светом нашлась в интернете за 2 тысячи рублей и плюс 500 рублей за ее доставку. Самостоятельно поставив фару, отправился в автосервис, чтобы отрегулировать обе фары, а заодно проверить содержание CO (для японского автомобиля, оснащенного катализатором, процедура совершенно бессмысленная). Это обошлось еще 500 р. Кстати сказать, прибор для регулировки фар имеется далеко не на любом автосервисе, и в том сервисе, которым я привык пользоваться, его естественно не оказалось.
Следующим пунктом программы стало самостоятельное изготовление площадки для крепления аккумулятора. Эта деталь у меня отсутствовала с момента покупки автомобиля и аккумулятор был просто-напросто привязан проволокой. Ездить можно, но показывать такую машину на техосмотре все-таки как-то стыдно. Ну а заодно заменил старые треснутые клеммы. Особой необходимости в возне с аккумулятором не было, но зато решил проблемку, до которой много лет не доходили руки.
Далее, проверил в машине все лампочки, заменив перегоревшие. Проверил все дворники, прочистил омыватели. Проверяя дворники, заметил, что небольшой скол на лобовом стекле ("звездочка" размером с рублевую монетку) попадает в край зоны действия водительского дворника. На всякий случай чуть-чуть переставил дворник, чтобы скол перестал попадать в зону его действия. Проверил ремни безопасности, прикрутил отвалившийся винт крепления заднего брызговика.
Купил свежую аптечку (нового образца) и огнетушитель. Знак аварийной остановки у меня был, но хорошо, что меня предупредили - он оказался старого образца. Пришлось покупать и его. Заодно усвоил правило - если государство требует наличия какого-то предмета и он у тебя уже есть, обязательно убедись, что он соответствует нынешним требованиям. Государство любит эти требования менять, и иногда без лишнего шума. Просто чтобы граждане не скучали.
Еще одна существенная проблема, с которой мне, к счастью, не пришлось столкнуться, связана с наличием брызговиков и противотуманных фар. У меня брызговиков был полный комплект, а противотуманных фар не было вовсе - ни спереди, ни сзади, ни кнопки включения. Но комплектация других машин часто дает повод для дополнительных вопросов. Например, если присутствуют только задние брызговики или только задние противотуманки. Доказать, что передних нет, и быть не должно, может оказаться проблематично.
Процедура прохождения ТО.
Теперь настала пора выбрать пункт прохождения техосмотра и отправиться туда на разведку. Посещая автосервис по поводу регулировки фар, я наблюдал пункт, расположенный на улице Вавилова. Народу много, очередь стоит прямо на дороге, в общем - не понравилось. Прочитал в интернете, что якобы поблизости, на Винницкой улице народу немного и можно все пройти за пару часов.
На практике, на Винницкой улице оказалось ничем не лучше. С той разницей, что на Вавилова очередь толпится на узкой оживленной улице, а на Винницкой - в грязи, посреди стройки. Суровый охранник прогуливается перед въездом на территорию пункта, и всех вновь прибывших заносит в список. Записался в список под номером 65. Понял, что в тот же день пройти нереально (потом оказалось, что в тот день прошло 36 машин). В восемь вечера и в восемь утра - перекличка. Кто не явился - вычеркивают. Надо заметить, что и тот и другой пункт имеет внушительную и совершенно пустую территорию, на которую очередь не пускают. Причем время от времени появляется какой-то начальник и устраивает крик, что очередь загораживает въезд на эту территорию. Чувствуете заботу государства о своих гражданах ? Я почувствовал.
На следующий день, когда моя очередь ожидалась примерно к 17 часам, после обеда решил помыть машину, а заодно и двигатель. Это была роковая ошибка ! Нет, после мойки двигатель завелся, даже удалось отъехать метров на 100. После этого машина двигаться дальше категорически отказалась. Заводится, но не едет. Часа два потратил на то, чтобы просушить двигатель. Сначала стоя на месте, потом, когда машина смогла хоть как-то тронуться, ездил кругами. В надежде, что на ходу быстрее просохнет. В общем, если захотите перед техосмотром мыть двигатель, делайте это заранее, не менее чем за сутки.
Наконец, настал долгожданный момент, и я въехал на территорию пункта техосмотра. Доехав до ангара, в котором находятся линии по проверке авто, с недоумением обнаружил странную картину. В ангаре двое автоматических ворот. Соответственно, две линии. Одни ворота закрыты, а через другие, по диагонали (!), пытается въехать какая-то машина с девушкой за рулем. Под руководством группы гаишников. Как оказалось, всем нужно въезжать на ту линию, на которой сломались автоматические ворота, поэтому въезжать нужно через ворота другой линии. Свободного пространства, чтобы перехать с одной линии на другую - примерно метров семь-восемь. Дальше идет яма. Как вы понимаете, такой маневр для девушек, да еще с небольшим опытом вождения - что-то вроде полета на луну.
Через некоторое время, когда вся группа из четырех машин наконец въехала на линию, началась собственно процедура техосмотра. Главный инспектор в чине майора, невероятных размеров (наверное, килограмм 160, не меньше), собрал у всех документы, предложил каждому открыть капот и сверил номер VIN. Что важно - номер двигателя НЕ СМОТРЕЛ ! После этого предложил тем, у кого не было квитанций об оплате пошлины и самой процедуры, оплатить все это при помощи установленного рядом терминала, а сам удалился вместе с документами. Из документов я приготовил паспорт, свидетельство о регистрации автомобиля (машина оформлена на меня), водительское удостоверение, две квитанции об оплате пошлины и техосмотра. Медицинскую справку не спрашивали. Насчет квитанций об оплате - я конечно слышал о том, что на пункте имеется терминал. Но подумал, что будет обидно отстоять очередь и не получить техосмотра про причине неработающего терминала. Поэтому предпочел оплатить заранее, через сбербанк.
Далее, два непонятных персонажа в одежде, похожей на милицейскую, но без каких-либо знаков различия, потребовали, чтобы все водители находились внутри автомобилей, а сами приступили к проверке.
Первая проверка - тормоза. Необходимо заехать передними колесами на специальные барабаны. Барабаны начинают вращаться, после чего следует команда тормозить. Происходит измерение усилия торможения и результат показывается на компьютере. Получить необходимое усилие получается не сразу, особенно у девушек. Я знал об этой особенности, и получил нужный результат с первого раза. А вот девушка, которая была передо мной, тормозила несколько раз. Я не знаю, каково должно быть усилие в абсолютных цифрах, но на дороге такое реально не встречается. При гораздо меньшем усилии машина потеряет сцепление с дорогой. Здесь же, для прохождения этого теста необходимо навалиться на педаль всем своим весом и даже привстать с сиденья.
После проверки передних тормозов следует проверка задних. Там ситуация аналогичная - тормозить надо изо всех сил. Кроме того, отдельно проверяется ручной тормоз. Его, также как и основные тормоза, нужно дергать с максимальным усилием. Особое внимание работе ручного тормоза следует уделить владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач. На таких автомобилях часто пользоваться ручником нет необходимости, поскольку коробка прекрасно блокирует автомобиль в парковочном положении. Если ручником долгое время не пользоваться, нарушается его регулировка, поскольку она должна происходить автоматически именно при его использовании. Поэтому перед прохождением ТО, на таких машинах нужно либо затянуть ручник несколько раз подряд, либо отрегулировать его на сервисе.
После проверки тормозов начинается проверка света. И в первую очередь, регулировки фар. Затем проверяется работа габаритных огней, указателей поворотов, аварийной сигнализации, фонарей заднего хода. Потом следует вопрос относительно противотуманных фар. Никаких следов противотуманных фар на моей машине обнаружено не было, поэтому этот вопрос отпал сам собой. Далее проверяется работа всех дворников и омывателей стекол. Потом проверяется состояние ремней безопасности и наличие и состояние аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. У автомобиля, который был за мной, дополнительно проверили работу стеклоподъемников.
Далее, последовала команда всем выметаться из ангара. Причем без указания цели и плана дальнейших действий. Выехав из ангара, и описав довольно большой круг по местности, напоминающий пейзаж из фильма "Сталкер", мы вернулись к въезду в ангар. Я припарковал машину возле небольшой двери с надписью "диспетчерская", и отправился выяснять, что же делать дальше. Какой-то человек приказал немедленно убрать машину, но опять не указал куда именно. Опять проявив инициативу, я пристроил машину возле какого-то ржавого, полуразобранного автобуса, засыпанного огромным сугробом. Попав наконец в диспетчерскую, получил команду ждать, и естественно, без объяснения чего и сколько. Но тут случилось чудо ! Откуда-то из недр ангара появился человек с пачкой документов, и спросил - "ты кто ?". Я назвал фамилию. Он посмотрел на меня как на идиота, и спросил "машина ?". Я назвал марку. Он еще раз посмотрел на меня этим же способом, и спросил "номер ?". Я назвал свой номер, и тут же получил эту пачку документов в руки. Заметив среди других документов заветный талон, я спросил, нужно ли мне делать что-то еще. Внезапно смягчившись, человек сказал "ну можешь сплясать. А вообще, документы проверяй, а то у нас тут один справку об освобождении забыл". Я не стал выяснять подробности этого приключения, и проверив наличие основных документов, поспешил удалиться.
Мораль.
Когда эйфория от счастливого завершения процедуры прошла, захотелось все-таки разобраться - а что же это было ?
Первое, что бросается в глаза, еще на этапе подготовки к техосмотру - широта перечня технических требований к автомобилю в сочетании с их неконкретностью. В результате, неисправным можно признать практически любой автомобиль. При мне неисправным был признан автомобиль, с отломанным куском пластикового бампера. На моей машине бампер тоже не идеальный, и какие-то кусочки тоже отломаны. Но гораздо более мелкие и незаметные. Но моя машина была признана исправной. Вся разница в размере повреждений. А оценивает эту разницу проверяющий. Аналогично с наличием вмятин, царапин и ржавчины. Нигде точно не сказано, сколько и каких повреждений допустимо, а сколько нет. Таким образом, в технических требованиях изначально и сознательно заложена возможность произвола. Не говоря уже о том, что подобные требования имеют весьма отдаленное отношение к декларируемой цели техосмотра - обеспечению безопасности движения.
Второе, что ощущается на всех этапах прохождения техосмотра - непрерывная последовательность унижений. Очередь обязательно должна стоять за забором, а не на территории пункта осмотра, автомобиль должен быть чистым, несмотря на жуткую грязь вокруг пункта осмотра, дополнительной информации получить невозможно. Я наблюдал, как к охраннику на въезде обратился молодой человек, с вопросом про затонированные задние фонари. Ну не к кому больше обратиться - на территорию пункта не пускают. В качестве ответа на вопрос охранник в злобной форме спросил этого человека, купил он права, или получил как положено. И вот из таких мелких деталей состоит вся процедура.
Таким образом, ни один владелец автомобиля не может быть абсолютно уверен в том, что пройдет техосмотр. И любой, кто захочет это сделать, обязательно пройдет через цепь мелких унижений. Естественно, что в таких условиях, любой нормальный человек предпочтет заплатить определенную сумму за то, чтобы получить техосмотр избежав этой рискованной и унизительной процедуры. А следовательно, технические требования и организация процедуры техосмотра - ни что иное, как вымогательство.
Теперь посмотрим на это дело с другой стороны. Инспектора, сотрудники пункта техосмотра - такие же люди как все остальные. А для любого человека совершенно естественно желание обогащения. И если человек, получив в руки инструмент обогащения, этим инструментом не воспользуется - это будет противоестественно. А технические требования и организация процедуры - и есть те самые инструменты.
А раз так, то чем, кроме высшей степени цинизма, могут быть попытки бороться с коррупцией преследованием тех, кто непосредственно эти взятки дает и берет ? Ведь все эти правила и процедуры придумали вовсе не они ! Это примерно то же самое, что дать собаке кусок мяса, а потом пристрелить за то, что она его съела.
P.S. Все это только одна небольшая грань наших отношений с государством. Но если разобраться, любая другая грань этих отношений будет построена на совершенно аналогичных принципах неоправданных запретов, произвола, унижения и в конечном итоге - вымогательства. Вы как хотите, а я обязательно пойду на выборы, чтобы выразить свое отношение к тем, кто все это организовал.
Круглый стол по проблемам правого руля в передаче "ABS". Передача от 30 ноября 2002 года.
Участники:
Виктор Похмелкин, депутат ГД РФ,
Александр Куницин (Judas Priest),
Андрей Ипполитов (Prar),
Владимир Смирнов, журналист.
Авторские права на все материалы, размещенные на этом сайте принадлежат их авторам. Копирование этих материалов без согласия авторов преследуется по закону.