Toyota-FAQ

Автомобили Тойота - эксплуатация, запчасти, ремонт

Главная > Эксплуатация > Установка FM-конвертера в японский автомобиль >
Меню:

Установка FM-конвертера в японский автомобиль

Как известно, радиоприёмники, устанавливаемые в автомобилях японского производства, предназначенных для внутреннего рынка страны постоянно восходящего солнца, настроены на прием в особом частотном диапазоне. Так же многие антенны на автомобилях 90-х годов выпуска - активного типа (питание подаётся на саму антенну) и расположены в заднем стекле вместе с его электрообогревателем. ФМ-диапазон магнитол автомобилей Тойота, на которых мне приходилось ездить, достаточно узок и лежит в отрезке от 76 до 90 МГц. Специфика нашего радиовещания такова, что в указанном диапазоне в Москве вещают всего около 3 радиостанций (и даже телеканал 8о) ). Основная же масса каналов находится в диапазоне волн от 95 до 115 МГц. Для сдвига принимаемого диапазона в нужную сторону обычно применяют так называемые ФМ-конвертеры. Выпуск этих конвертеров налажен и их можно приобрести во многих местах, особенно на Азиатской территории нашей Родины. Мне лично приходилось иметь дело с конвертерами, выпускаемыми в городе Новосибирске. Это проверенные приборы, работа которых сама по себе нареканий не вызывала. Однако производитель в инструкции по установке указывает, что корректно изделие работает только в комплекте с обычной антенной, при установке же его на автомобиль, оснащённый активной антенной, качество приёма может оказаться неудовлетворительным. И тут производитель не лукавит! Действительно, при установке конвертера в паре с активной антенной приём откровенно "хромает". Выражается это в посторонних шумах, "уплыве" и смешивании принимаемых каналов. Особенно сильно это проявляется в крупных городах, где множество радиостанций, вещающих на близких волнах, а также велико действие различных помех. К слову сказать, приём с активной антенной в условиях Московского региона весьма плох как без конвертера, так и с ним - проверено мной лично на 2-х почти одинаковых машинах (Висты 40 и 41 1994 года выпуска). Из опыта эксплуатации Ниссан Цефиро 1997 г.в. с обычной выдвижной антенной и установленным конвертером, могу отметить очень хорошее качество приёма как в Москве, так и в других регионах (Сибирь, Урал, Черноземье). Из всего вышесказанного, могу сделать вывод, о том, что если хотите иметь хорошее качество приёма - устанавливайте антенну обычного типа и конвертер, либо меняйте также и приёмник на изделие европейского образца.

Ну, Вы еще не передумали ставить конвертер? ;о)

Ещё один довод против: те изделия из г Новосибирска, которые приходилось устанавливать мне просто-напросто смещали диапазон на 20 МГц, то есть на дисплее высвечивалось число 80, а в действительности осуществляется приём на частоте 100 МГц. Таким образом, новый диапазон составлял уже не 76-90, а 96-110 МГц. Так вот, теперь о том, почему я отказался установить конвертер в свою 2-ю Висту: в Москве на частоте 89.1 вещает неплохая джазовая радиостанция - практически единственная из всех, которую можно слушать, не оскорбляя мой слух 8о). Другие радиостанции я не слушаю, поскольку не признаю те помои, кои, по большей части, и несут на берег человеческого сознания их волны, за музыку. Ну тут уж - хозяин-барин:и дело вкуса, (или - его отсутствия). Нетрудно догадаться, что при установке конвертера, слушать эту радиостанцию будет уже невозможно 8(. Вот почему обхожусь ныне без сего изобретения творческой мысли Российских инженеров.

Ну что, решили всё-таки ставить конвертер несмотря на изложенное выше?

Что ж, давайте приступим :-)

Итак, описание процедуры установки будет произведено и иллюстрировано на примере реально имевшего место случая, произошедшего в четверг 23 мая 2002 года на Андреевской Набережной города-героя Москвы, на очередной встрече Тойотаводов из конференции сервера автору. Итак, объектом в данном случае явились аж 2(!) автомобиля - Тойота Карина около 1993 г.в. (владелец Srezen) и Тойота Церес около 1995 г.в. (так по-моему, владелец - не помню кто - голова у меня такой 8( - помню только визуально ). Привожу описание и иллюстрации для автомобиль Тойота-Карина (фото выполнены и любезно предоставлены Ex-Major).

1) Используя не очень толстую, но не слишком узкую отвёртку и мягкую тряпку (фланель, салфетка) аккуратно поддеваем декоративную пластиковую панель, закрывающую магнитолу. (см. рис. 1).

Просто просовываем в щель и - рычагом аккуратно выдвигаем наружу 8).

2) Снимаем панель. Она держится на зажимах-защёлках, снять её несложно, но нужно делать это аккуратно, чтобы не сломать их. В данном случае наибольшее сопротивление оказали фиксаторы, расположенные в верхней части - над коллекторами обдува салона. (см. рис. 2)
При снятии панели - не спешите! При необходимости - аккуратно отсоедините провода, идущие к кнопкам, расположенным на панели (см. рис. 3).
Следует отметить, что соединительные клеммы практически всегда имеют фиксаторы, поэтому для их разъединения не нужно прикладывать силу, а всего лишь нажать на нужный язычок, высвобождающий соединение от запирания, и потянуть - клемма отсоединится. 8) ( вот именно этим и заняты руки автора на фото 3, к сожалению особо ничего и не видно, но посмотрите, с какой ответственностью он трудится !!! 8о) да, как ни говори, а опыт долгих лет работы окушером-патологоанатомом в приёмном отделении крематория детского психо-неврологического этапа-распределителя при спецуправлении делами по борьбе с троцкистско-зиновьевскими ячейками имени попа Гапона, всё же не пропал даром! ;о) )
На рис. 4
показана снятая панель с отсоединёнными клеммами (вверху чёрные разъемы кнопок управления). Тросик управления заслонками системы вентиляции отсоединять не нужно, - его длина достаточна для отвода панели в сторону и осуществления дальнейших действия (снятия магнитолы:..), просто нужно чуть отжать коллектор воздуховода и протянуть тросик в сторону между ним и металлическим буртом несущей конструкции. Штатное место - в центре, где есть выемка под него - на фото - левее места где на тросике стоит поролоноввый демпфер (уже частично отведён). Если будете тянуть просто так - провёте демпфер или оторвёте трос. Кстати, если управление заслонками электрическое, то никакого троса Вы не увидите 8о).

3) Снимаем магнитолу. Обычно она крепится на 4 винтах и для их откручивания требуется или отвёртка или ключ-головка (торцовый) на 10. (На Висте 40 - ключ). В этой машине всё оказалось проще: Владивостокские умельцы видимо заменили родную магнитолу, а та, что они "установили" не имела нормального крепёжного кронштейна справа совсем - его заменила деревянная распорка, слева же какое-то подобие крепежа, примотанного широким прозрачным скотчем имелось, однако - лишь для одного винта. Открутив его, мы легко сняли магнитолу. Вот такие они, Владивостокские продавцы праворульных авто - не только одометры скручивают но и магнитолы заменяют - разносторонне развитые личности 8о).

4) Отсоединяем штатный разъём антенны. На рис. 5
это - длинный чёрный провод на переднем плане, входящий в корпус магнитолы, пересекая палец автора 8о). Вообще на этом рисунке изображён момент творческого поиска: мы отсоединяли все что видели (зачем - не помню, может искали чего? ;о) ).

5) Отсоединённый разъём вставляется в гнездо, расположенное на корпусе конвертера. Конвертер - это та самая блестящая коробочка на рис. 6 :о). А аналогичный штекер, висящий на проводе, выходящем из конвертера, вставляется в штатный антенный вход магнитолы (вот как раз этот момент и запечатлён на рис. 6


6) Подключаем питание к конвертеру. Для этого необходимо запитывающий провод, выходящий из нашей блестящей коробочки подключить в стандартную 12-вольтовую линию автомобиля. Для этого необходимо найти такой провод и врезаться в него. Поиск можно осуществлять прозвоном проводки, мы же, как люди весьма далёкие от таких тонкостей поступили просто: прижимая проводок к контактам проводов в месте их выхода (входа 8) ) из (в ;о) ) штатной (ую :о) ) клеммы (у 9-) ) определяли, когда конвертер работает, а когда нет. Определение осуществлять довольно просто, особенно, если у Вас есть какая-то любимая и узнаваемая радиостанция, да к тому же постоянно орущая своё название посреди любой песни 8о). В этом случае выставляете её частоту с учётом поправки на 20 МГц: то есть если Вам нужно поймать частоту 104.7 - выставляете 84.7, и опознаёте эту станцию, если все работает корректно - присоединяетесь к тому проводу, который дал положительный результат. Если же узнаваемой станции нет - остановите проезжающую машину (желательно с левым рулём 8о) - вот иногда и они на что-то годятся 8о) ), попросите его включить радио (сели оно выключено) и выставьте такую же частоту как у него (помните про поправку!!!). Если принимаемые сигналы идентичны - поблагодарите автовладельца и отпустите с миром, если нет - продолжайте поиски провода 8о). Когда нужный контакт определён (в нашем случае им оказался крайний верхний красный (вроде) провод из левой же белой клеммы магнитолы) - присоединитесь к нему. Это можно сделать двумя способами: либо срезать часть изоляции на проводе и примотать питающий провод конвертера к нему с последующей тщательной обмоткой изолентой, либо поступить более гуманно, протянув 3-4 жилки питающего провода через клемму-папу 9) и загнув их вокруг штырька-контакта выбранного провода. Автор предпочитает 2-й способ, позволяющий не нарушать изоляцию штатной проводки и одноврменно обеспечивающий надёжный контакт. Для этого нужно побольше оголить присоединяемый провод, отделить 3-4 жилки (больше не пролезет) и продеть их через клемму у выбранного штатного провода, после чего - загнуть назад в неё. На рис. 7
изображён как раз этот самый момент. При соединении клеммы эти жилки хорошо прижимаются к контакту и надёжно фиксируютя-зажимаются в нём. В итоге выглядит очень симпатично - как будто собрано на заводе 8о) - см рис. 8. и 9.

На рис. 9 изображена магнитола с подключенными проводами, конвертером и антенной - в сборе. Но это ещё не всё! Присоединённый питающий провод необходимо надёжно прикрепить изолентой к жгуту стандартной проводки во избежание его обрыва при монтаже магнитолы и в процессе эксплуатации. Как это сделано - видно на рис. 10 - место присоединения выдаёт синяя отечественная изолента.

Но и это еще - не всё!!!!!

7) Для того, чтобы после установки конвертера в панели не появились посторонние звуки, вызываемые его бряканием о детали кузова автомобиля, его необходимо обернуть мягким материалом. Автор, следуя принципу "Используй то, что под рукой и не ищи себе другое" а также - ратуя за малоотходность производственного комплекса 8о))))), использует для этого и тот полиэтиленовый пакет, в котором продаётся конвертер: пакет разрезается вдоль и надевается на изделие. Но ведь упаковка должна быть мягкой! Для этого в данном случае была использована обычная салфетка, в которую обернули конвертер перед упаковкой в полиэтилен. Конечно, с точки зрения пожаробезопасности, лучше использовать негорючие материалы вроде стекловаты, но мы поступили так как поступили, посмотрим, долго ли проработает салфетка :о). Поле упаковки в полиэтилен, для предотвращения его разворачивания, изделие было обмотано скотчем. Результат сей операции Вы можете лицезреть на рис.10.

8) Установите магнитолу на место. Предварительно убедитесь в том, что все провода подключены, затем произведите установку в порядке, обратном снятию. Убедитесь в работоспособности магнитолы и радиоприёмника

9) Присоедините отсоединённые провода к панели и аккуратно установите её на место. Операция проводится только руками, очень нежно. Поскольку повышенные трудности возникали с отсоединением верхних защёлок, то сборка начинается именно с них - аккуратно сажаем панель на место и фиксируем, потом - остальные фиксаторы.

Вот и всё! 8о).

Что касается других подобных изделий, то работоспособность их автором не проверялась, но вот любопытное сообщение:

http://toyota.mnc.ru/wwwboard/messages/717.html
Отправитель ntm on May 31, 19102 at 10:08:08:
"у меня стоит какой-то конвертор (вроде бы купленный на Митинском рынке). Когда машина стоит - уверенно принимает 3 программы: радио Максимум, Лав-радио и ещё, в зависимости от района города какую-то джаз/блюз станцию. В движении уверенно принимает радио максимум, но все равно переодически потрескивает. Читал где-то на сайтах, что все конверторы для японок, которые продаются на Митинском и др. рынках - дешевая подделка. Нормальный конвертор можно приобрести только в специализированном магазине. Но где они - я не знаю. Заезжал в, типа, салон по установке музыки в авто (тот, что сразу за Рижским рынком через мост), спросил про конверторы у менеджера. Получил ответ, что данные конверторы позволяют принимать FM частоты только в моно режиме. Странно, но у меня почему-то в стерео принимает. Рекомендую обратиться в сервис на Таганке. Возможно там есть более продвинутая информация. Ссылка на них здесь на сайте есть."

Про моно режим - да, мне тоже такое говорили.
К слову сказать, в тот же четверг был установлен конвертер на Тойота Церес. Конвертер сей был какой-то другой - в чёрном пластиковом корпусе. Как выяснилось позже, качество его работы не удовлетворило хозяина - сильный уплыв радиостанций.
Для улучшения качества приёма в данном случае (по опыту Павла- Pol из конференции Тойота) можно установить антенный усилитель от европейского автомобиля. Этот усилитель (для антенн, расположенных в заднем стекле), как правило находится в верхней части задней левой стойки кузова (Виста) или чуть ниже на ней же - под спинкой сидения (Церес). Но данной процедурой автор никогда не занимался. Поскольку на моём автомобиле Виста 41 сейчас конвертер не установлен, то могу сказать, что активная антенны и вообще японская система плохо принимают даже в исходном варианте - так как они идут с завода. Так что установка конвертера на активную антенну сильно дело не портит - виновата сама антенна, как и пишет завод-изготовитель.
Наиболее эффективным же способом является установка пассивной выносной антенны и конвертера - тогда качество приёма очень хорошее (пример - автомобиль Ниссан-Цефиро 1997 г.в. со штатной пассивной выдвижной антенной и установленным ФМ-конвертером).

Спасибо за внимание, надеюсь этот материал окажется кому-то полезен.
Матвей zakopyrinma@pochtamt.ru ( matvey1 на www.auto.ru )
Дополнительно:
Модели
Описания некоторых моделей автомобилей Тойота
Как купить Тойоту
Рекомендации по выбору и покупке автомобиля марки Тойота
Простые вопросы
Назначение кнопок, сокращения и подобные вопросы
Сервис и запчасти
Где отремонтировать и где купить запчасти к автомобилю
Ремонт
Некоторые вопросы по самостоятельному ремонту автомобиля
Эксплуатация
Несколько советов по эксплуатации автомобиля
Встречи
Встречи любителей автомобилей Тойота в Москве
Юмор
Кое-что смешное, связанное с автомобилями марки Тойота
Полезное
Все, что может оказаться полезным при эксплуатации автомобиля
Другие марки авто
Немного об особенностях других марок автомобилей
Страхование, финансы и право
Страхование, финансы и право
Автоэлектроника
Автоэлектроника
Шины и диски
Шины и диски
4 x 4
Полноприводные автомобили
Разное
Околоавтомобильные темы
Ссылки
Полезные автомобильные ссылки
Правый руль на ТВ !
Круглый стол по проблемам правого руля в передаче "ABS". Передача от 30 ноября 2002 года.
Участники:
Виктор Похмелкин, депутат ГД РФ,
Александр Куницин (Judas Priest),
Андрей Ипполитов (Prar),
Владимир Смирнов, журналист.
Часть 1. 28 Mb.
Часть 2. 14 Mb.
Наши опросы:
Нужно ли отменять Техосмотр ?
Результаты
Другие темы:
Фотобанк
Бесплатные высококачественные фотографии для полиграфии
Веб-камера
Веб-камера с возможностью управления, установленная на 13-м этаже главного здания МГУ
МГУ в фотографиях
Большой архив фотографий главного здания МГУ
Железные дороги
Коллекция масштабных моделей железнодорожного подвижного состава
Комментарии и предложения пишите здесь.
Авторские права на все материалы, размещенные на этом сайте принадлежат их авторам. Копирование этих материалов без согласия авторов преследуется по закону.